Храм Преображения Господня в Сочи

0
190

Однопрестольная церковь Преображения Господня в Хостинском районе Сочи вполне может претендовать на звание одного из самых красивых храмов Юга России, хотя внешне она не кажется особо примечательной.

Действительно, на первый взгляд церковь представляет собой строгое величественное здание, построенное из колотых камней песчаника в русско-византийском стиле и гармонично сочетающее в себе средневековые и современные архитектурные элементы. Серо-коричневые фасады, белые арочные окна, золотистый купол с примыкающей к нему колокольней, классическое молочное парадное крыльцо с белым колонным портиком и серой балюстрадой, многоугольная апсида сбоку от крыльца – вроде бы ничего сверхъестественного. Разве что — оригинально и на любителя, тем более в сравнении с роскошными храмами Нерукотворного Образа Христа Спасителя или Святого Владимира в Сочи. Однако так кажется только на первый взгляд.

История обители и общая информация.

Прообразом храма Преображения Господня в Хосте стал известный всему миру храм Гроба Господня в Иерусалиме, на месте которого 2 000 лет назад был распят на кресте Иисус Христос и в котором накануне Пасхи в честь воскрешения Христова ежегодно совершается великое чудо – сходит синий благодатный огонь. Одна только эта внешняя схожесть с христианской святыней возносит храм в Сочи на необычайную высоту, не говоря уже о внутренней роскоши церковного убранства и окружающем его великолепном саде, благодаря которым он и получил статус одного из самых красивых храмов курорта. Но обо всем по порядку.

Храм Преображения Господня Екатеринодарской и Кубанской епархии был построен в 1911 году, хотя идея возвести его возникла еще в 1901 году. Чин освящения, как указывается в некоторых источниках, был проведен накануне Первой мировой войны в 1914 году. С инициативой строительства выступила жена министра юстиции страны Мария Щегловитова, так как в Хосте располагалась дача супругов, и ей хотелось иметь рядом с домом церковь, в которую можно было бы ходить на службы. Да и места в Хосте были удивительные и для здоровья полезные: ее окружали живописные водопады, теплое море, изумительные горы и реликтовая тисо-самшитовая роща.

Деятельная женщина основала попечительский комитет, стала добиваться выдачи земли и собирать посильные пожертвования на возведение церкви. Однако ее грандиозные планы были перечеркнуты сначала Русско-Японской войной, а затем революцией 1905-1907 годов. Открыть церковное подворье в Хосте во славу Николая Чудотворца и действующего императора Николая II пыталась и братия Свято-Троицкого монастыря, возглавляемая иеромонахом Маркианом, однако усилия монахов так же оказались тщетны.

В 1907 году, после трехлетнего перерыва, деятельность комитета, возглавляемого Щегловитовой, возобновилась, и его члены обратились к Святейшему Синоду за разрешением на строительство храма. Разрешение было получено только в 1909 году. Щегловитова и ее помощники снова начали сбор пожертвований. Большую сумму – в 4 тысячи рублей – выделил на строительство храма император Николай II, остальные денежные средства были получены от православных верующих. В общей сложности строительство храма обошлось в сумму свыше 16 тысяч рублей.

Разработкой проекта и строительством будущей церкви занимался местный архитектор В. А. Ион. Колокольню увенчала большая надвратная икона Преображения Господня. Вместе с церковью был возведен двухэтажный церковный причт для священнослужителей, проект которого в стиле модерн разработал архитектор А. Я. Буткин. Однако ни Мария Щегловитова, ни жители Сочи не успели в полной мере насладиться храмом и ведущимися в нем службами. После революции 1917 года храм Преображения Господня был закрыт, а в 1933 году и вовсе отдан под культурное учреждение.

В 1934 году он был передан на баланс санатория ВЦСПС и использовался в качестве клуба, а в годы Великой Отечественной войны в качестве госпиталя для раненых солдат. В 1943 году у верующих людей появился призрачный шанс возвратить церкви ее статус, однако местные чиновники не позволили им восстановить историческую справедливость. В итоге после окончания войны вплоть до 1970-х годов здание пустовало, а в 1980 году было передано под нужды Сочинской телефонной станции. Еще через год церковь была признана памятником архитектуры и стала охраняться государством. Однако окончательно вернуть свой статус ей удалось только после развала Советского Союза в начале 90-х годов прошлого столетия. В 2000 году церковь была передана в ведение Русской православной церкви.

После этого знаменательного события чудом уцелевший храм преобразился. Началось его возрождение. Около 15 лет назад в Ярославле были отлиты новые бронзовые колокола, звучание которых стало слышно далеко вокруг, а внутри храм отделали в стиле барокко с присущей ему величественностью. Несмотря на то что церковная утварь и все дореволюционные иконы были утрачены в советские безбожные годы, храм полностью обновился. А в 2009 году некогда широко известный певец Юрий Шатунов подарил храму три старинные иконы, датирующиеся приблизительно концом XVIII — началом XIX веков, которые он купил в советские годы в одном сибирском комиссионном магазинчике. Это были иконы Богородицы Неопалимая Купина, Ильи Пророка и сошествия на апостолов святого духа. Дары певца принял настоятель храма протоиерей Илья Быстров. С этого момента в храме появились дореволюционные иконы.

Именно Илья Быстров заложил вокруг обители прекрасный сад, который прихожане и духовенство церкви в обиходе называют не иначе как Гефсиманским. И есть за что: территория вокруг храма усыпана россыпями благоухающих роз и других экзотических цветов. Их окружают ухоженные тропические растения и деревья. Прямо здесь супруги Николай Соколов и Светлана Гончарук — по совместительству мастера-садоводы, служащие при церкви и ухаживающие за садом, — собирают с плодоносящих деревьев богатые урожаи апельсинов и мандаринов, которые после богослужения раздаются всем прихожанам храма.

Изящные скамейки и асфальтированные дорожки, ведущие к церкви, гармонично вписываются в окружающее великолепие. Прихожане часто любят отдыхать на этих скамейках: здесь они молятся, глядя на надвратную икону, или просто наслаждаются красотой и умиротворяющими пейзажами сада. В довершение ко всему живописная территория прихода огорожена красивым кованым забором с колоннами, и даже современный пункт охраны вписывается в нее более чем органично. Ну чем не прекрасный Гефсиманский сад, по которому любил подолгу прогуливаться и молиться отцу своему небесному Иисус Христос? В этом саду он и был обнаружен в момент предательства Иуды в последнюю ночь перед своим арестом. К тому же на территории храма Преображения Господня произрастают оливковые деревья, подобно тем 8 древним оливам, произрастающим в Гефсиманском саду Израиля.

На момент написания статьи настоятелем храма является протоиерей Александр Мензелинцев, а священниками прихода — отцы Андрей, Варсонофий и Павел.

Внутреннее убранство церкви и ее великие святыни.

Сказочное внутреннее убранство небольшой и уютной обители с тремя рядом стоящими золотистыми аналоями, изящным иконостасом и алтарем не поддается описанию словами: необыкновенная красота храма завораживает людей, переступивших порог церкви Преображения Господня. Нет сомнения: сотворить подобное могли только люди, направляемые божьим провидением, не иначе. В этом храме остро ощущается благодать Господня.

В 2017 году барочный стиль храма с белоснежными стенами, белым куполом и гипсовой лепниной на сводах претерпел удивительные изменения. Он и раньше обладал особой величественной красотой, однако его стены и купол никогда не знали росписи. Именно по этой причине духовенство обители приняло решение украсить храм фресками.

При этом священникам хотелось сохранить существующий стиль, поэтому предстояло решить сложную задачу и органично вписать в него живописные евангелистские сюжеты. В итоге настоятель храма Александр Мензелинцев остановился на единственно возможном варианте росписи — живописи в стиле гризайль. Это особый монохромный вид живописи, когда фрески рисуются тональной градацией одного цвета, в частности, серого.

В случае с храмом в Хосте иконописцы применили не только различные оттенки серого цвета, но и использовали градации белого и золотого цветов. Эскизы евангелистских сюжетов изготовил руководитель группы иконописцев, красноярский художник Олег Шуркус, за плечами которого был многолетний опыт работы: первый свой иконостас он расписал 1991 году, а полную роспись храма выполнил в 1996 году.

Новый 2018 год храм встретил в полном преображении – яркими красками в нем заиграли серо-бело-золотистые тона под стать золотым аналоям, иконостасу и иконам на стенах. Задумка духовенства и мастеров превзошла саму себя. Такая особенная роспись стала уникальной изюминкой храма, так как в других православных церквях встретить подобную красоту практически невозможно: обычно на стенах и купольной части храмов присутствует цветная роспись.

В храме Преображения Господня хранятся 6 святынь, к которым могут приложиться православные верующие. Это чудотворные иконы с частичками мощей святой Матроны Московской, святителя Тихона – патриарха Московского, святых апостолов Петра и Фомы, великомученика Георгия Победоносца и истоптанный тапочек святителя Спиридона Тримифунтского.

Считается, что Матронушка покровительствует семьям, детям и бездетным парам, Тихон оказывает помощь при гонениях на веру, так как сам принял патриарший сан в страшное для страны послереволюционное богоборческое время, а Георгий Победоносец помогает защититься от врагов и победить в любом праведном деле. Что касается апостолов Петра и Фомы, то к Петру обращаются с искренней молитвой о прощении грехов, ведь Петр трижды отрекся от Иисуса Христа, но раскаялся и был прощен, а Фоме молятся для того, чтобы он помог обрести веру при неверии. К Спиридону Тримифунтскому обращаются с целью найти работу и справиться с финансовыми и юридическими проблемами.

Церковно-приходская школа.

Не так давно при храме Преображения Господня открылась церковно-приходская воскресная школа для детей, построенная на пожертвования прихожан. Занятия в ней проводятся как для самых маленьких малышей, так и для школьников. Два дня в неделю (в субботу и воскресенье) малыши изучают азы мироведения и занимаются рисованием на песке, а школьники учатся основам православной культуры, изучают Закон Божий и церковно-славянский язык. Девочки дополнительно занимаются кулинарным искусством, учатся рукоделию, бисероплетению, вязанию, кройке и шитью, мальчики обучаются игре в шахматы. Кроме того, в воскресной школе преподаются театральное искусство и рисование.

Мирские занятия в школе проводят преподаватели вузов, а вот основы православия, смирения и любви к близким детям преподают сами священники. Также при воскресной школе каждое воскресенье работают вечерние курсы для взрослых, на которых мамы и папы могут получить исчерпывающую информацию об основах богословия, литургики и узнать много нового о Библии. Богатая библиотека воскресной школы станет прекрасным подспорьем в этой благой цели.

Приобрести иконы, свечи и заказать требы православные верующие могут в церковной лавке, которая находится в том же здании, что и воскресная школа.

Как добраться до храма Преображения Господня.

Редкие паломники, приезжающие на отдых в южную столицу олимпийского спорта России, откажутся посетить православную русскую обитель, славящуюся собственным Гефсиманским садом, богатством архитектурных форм и необычной гризайльной росписью. Тем более что найти благодатный храм Преображения Господня не сложно.

Он располагается по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Хоста, ул. Шоссейная, 9а. И любой православный житель курорта с легкостью подскажет, как до него добраться.

Из Адлера в сторону обители (на момент написания статьи) следуют автобусы № 105, 118 и 125, из Сочи — автобусы № 122, 125 и 105.

Кроме того, при храме действует православный паломнический центр «Преображение», позвонив в который туристы смогут договориться о трансфере непосредственно в храм Преображения Господня либо о любой другой паломнической поездке по святым местам России и мира. Например, записаться в тур по святыням Израиля, где находятся храм Гроба Господня и Гефсиманский сад, благородное подобие которых попытались воссоздать в Хостинской обители.